Традиционная китайская живопись появилась в период неолита и постоянно эволюционирует вплоть до сего момента. Китайские художники повлияли на все мировое искусство, их мастерством восхищаются и наши современники.
Искусство китайского рисунка кистью
Каноны китайского стиля зародились под воздействием разных философских течений: учений Лао Цзы, Будды и Конфуция. Живопись в китайском стиле — Гохуа (что означает «народная живопись») разнится с западной из-за технических приемов, которые используются при создании рисунка. При помощи простых линий разной толщины передаются окружающее пространство, объем, динамика. В западном творчестве для этого используется светотень. Каждый штрих должен быть безукоризненным: ведь переделать работу уже не получится. Китайские картины пишутся без предварительных эскизов. Для рисования художники могут использовать и свои пальцы. Тонкие линии рисуют ногтем, а широкие штрихи подушечкой пальца.
Чтобы нарисовать картину в этом ключе, необходима кисть, черная тушь (или акварель разных цветов) и палочка для нее, рисовая бумага и камень для растирки. Для выполнения работ могут применяться шелк или хлопчатобумажное полотно. Большое значение имеет качество туши. Некоторые студии проводят уроки, обучающие такой технике, есть и книги на эту тему.
Существуют разные жанры китайской живописи:
- «Пейзаж «горы и воды». Образ пейзажа в китайской живописи напоминал зрителям, что человек и мир вокруг него представляют собой одно целое. Горы символизировали мужскую энергию, а вода — женскую.
- «Портрет и фигуры».
- «Цветы и птицы».
- «Бамбук и растения».
Особое внимание китайцы уделяли орхидее, дикой сливе, бамбуку и хризантеме. Каждое из этих растений символизировало определенные человеческие качества.
Живопись в китайском стиле характеризуется лаконичностью. На произведении творцы оставляли пустые участки, которые давали простор фантазии зрителя. В свои работы авторы вносили элементы поэзии и каллиграфии. На картине имелась надпись в стихах, созданная в каллиграфическом стиле. Такие стихи передавали взгляды автора. Китайские картины полны символизма. Это разговор творца и наблюдателя. Мастера имели свою печать, которой и помечали произведение вместо подписи.
В традиционной китайской живописи не рисовали натюрморт. Неподвижные объекты по мнению китайцев далеки от действительности и лишены жизни. А в художественном произведении необходимо присутствие динамики.
Древняя китайская живопись
Согласно данным археологических раскопок, живопись Древнего Китая появилась и начала прогрессировать во времена Сражающихся царств. В ходе раскопок были обнаружены изображения на шелке. А вот основные жанры оформились уже в 8 веке н. э. Т. к. Китай — крупное государство, многие стили развивались отдельно друг от друга.
Мастер Гу Кайчжи, живший в 4 веке н. э., сформулировал основные законы, которые отличали хорошие работы:
- Одухотворенность.
- Естественность.
- Композиция.
- Постоянная основа.
- Следование традиции.
- Искусное владение тушью и кистью.
Вокруг этого свода правил классическая китайская живопись будет эволюционировать долгие годы, видоизменяясь в различные исторические периоды.
В период власти династий Тан и Сун был расцвет изобразительного искусства. Тогда было создано множество эталонных произведений, на которые ориентировались последующие поколения. В эпоху Сун была распространена пейзажная живопись. В правление династий Цинь и Хань эволюционировала живопись по сырой штукатурке. Прогресс храмовой живописи был во время правления династий Вэй и Цзинь. В эпоху Мин часто передавали образы растений и животных. Изображения имели символический характер. Тогда же произошел скачок в развитии живописи фигур, начали изображать обнаженную натуру.
В древности картины имели вид шелковых или бумажных полотен, размер которых мог достигать нескольких метров. Их скручивали вокруг деревянного валика, который складывали в предназначенный для него футляр.
Китайские художники большей частью использовали игру линий. Есть 2 манеры письма: гунби и сеи. Гунби — это так называемая «тщательная кисть», когда детали прорисовываются четко. Интерьеры покоев императорских семей разрисовывались именно в этом стиле. Сеи наоборот рисуется грубой кистью. Задача тут — передать идею. Художник творит под влиянием настроения. Произведениям присущи широкие мазки. Поначалу преобладал стиль гунби, потом стал распространяться стиль сеи.
Китайцы обращают внимание не только на видимую сторону картин, но и на их внутреннюю силу и характер. Классическая живопись Китая развивалась на протяжении многих тысячелетий, сохраняя старые традиции. Она продолжает приковывать внимание почитателей и коллекционеров до сих пор.