Традиционная китайская живопись

Традиционная китайская живопись появилась в период неолита и постоянно эволюционирует вплоть до сего момента. Китайские художники повлияли на все мировое искусство, их мастерством восхищаются и наши современники.

Традиционная китайская живопись

Искусство китайского рисунка кистью

Каноны китайского стиля зародились под воздействием разных философских течений: учений Лао Цзы, Будды и Конфуция. Живопись в китайском стиле — Гохуа (что означает «народная живопись») разнится с западной из-за технических приемов, которые используются при создании рисунка. При помощи простых линий разной толщины передаются окружающее пространство, объем, динамика. В западном творчестве для этого используется светотень. Каждый штрих должен быть безукоризненным: ведь переделать работу уже не получится. Китайские картины пишутся без предварительных эскизов. Для рисования художники могут использовать и свои пальцы. Тонкие линии рисуют ногтем, а широкие штрихи подушечкой пальца.


Чтобы нарисовать картину в этом ключе, необходима кисть, черная тушь (или акварель разных цветов) и палочка для нее, рисовая бумага и камень для растирки. Для выполнения работ могут применяться шелк или хлопчатобумажное полотно. Большое значение имеет качество туши. Некоторые студии проводят уроки, обучающие такой технике, есть и книги на эту тему.

Традиционная китайская живопись

Существуют разные жанры китайской живописи:

  • «Пейзаж «горы и воды». Образ пейзажа в китайской живописи напоминал зрителям, что человек и мир вокруг него представляют собой одно целое. Горы символизировали мужскую энергию, а вода — женскую.
  • «Портрет и фигуры».
  • «Цветы и птицы».
  • «Бамбук и растения».

Особое внимание китайцы уделяли орхидее, дикой сливе, бамбуку и хризантеме. Каждое из этих растений символизировало определенные человеческие качества.

Древняя китайская живопись

Живопись в китайском стиле характеризуется лаконичностью. На произведении творцы оставляли пустые участки, которые давали простор фантазии зрителя. В свои работы авторы вносили элементы поэзии и каллиграфии. На картине имелась надпись в стихах, созданная в каллиграфическом стиле. Такие стихи передавали взгляды автора. Китайские картины полны символизма. Это разговор творца и наблюдателя. Мастера имели свою печать, которой и помечали произведение вместо подписи.


В традиционной китайской живописи не рисовали натюрморт. Неподвижные объекты по мнению китайцев далеки от действительности и лишены жизни. А в художественном произведении необходимо присутствие динамики.

Традиционная китайская живопись

Древняя китайская живопись

Согласно данным археологических раскопок, живопись Древнего Китая появилась и начала прогрессировать во времена Сражающихся царств. В ходе раскопок были обнаружены изображения на шелке. А вот основные жанры оформились уже в 8 веке н. э. Т. к. Китай — крупное государство, многие стили развивались отдельно друг от друга.

Мастер Гу Кайчжи, живший в 4 веке н. э., сформулировал основные законы, которые отличали хорошие работы:

  • Одухотворенность.
  • Естественность.
  • Композиция.
  • Постоянная основа.
  • Следование традиции.
  • Искусное владение тушью и кистью.

Вокруг этого свода правил классическая китайская живопись будет эволюционировать долгие годы, видоизменяясь в различные исторические периоды.

Древняя китайская живопись

В период власти династий Тан и Сун был расцвет изобразительного искусства. Тогда было создано множество эталонных произведений, на которые ориентировались последующие поколения. В эпоху Сун была распространена пейзажная живопись. В правление династий Цинь и Хань эволюционировала живопись по сырой штукатурке. Прогресс храмовой живописи был во время правления династий Вэй и Цзинь. В эпоху Мин часто передавали образы растений и животных. Изображения имели символический характер. Тогда же произошел скачок в развитии живописи фигур, начали изображать обнаженную натуру.

Древняя китайская живопись

В древности картины имели вид шелковых или бумажных полотен, размер которых мог достигать нескольких метров. Их скручивали вокруг деревянного валика, который складывали в предназначенный для него футляр.

Китайские художники большей частью использовали игру линий. Есть 2 манеры письма: гунби и сеи. Гунби — это так называемая «тщательная кисть», когда детали прорисовываются четко. Интерьеры покоев императорских семей разрисовывались именно в этом стиле. Сеи наоборот рисуется грубой кистью. Задача тут — передать идею. Художник творит под влиянием настроения. Произведениям присущи широкие мазки. Поначалу преобладал стиль гунби, потом стал распространяться стиль сеи.

Древняя китайская живопись

Китайцы обращают внимание не только на видимую сторону картин, но и на их внутреннюю силу и характер. Классическая живопись Китая развивалась на протяжении многих тысячелетий, сохраняя старые традиции. Она продолжает приковывать внимание почитателей и коллекционеров до сих пор.

Ссылка на основную публикацию