Учения китайских философов и мудрецов

Китайская философия, будучи частью восточной философии, оказало существенное культурное влияние на сам Китай, а также Японию, Вьетнам и Корею. Если сравнивать ее с древнегреческой мыслью, то степень влияния здесь аналогична.

китайских философов и мудрецов

10 китайских мыслителей

О богатстве философской мудрости Китая можно судить, познакомившись со взглядами главных национальных мыслителей, список которых оказывается внушительным.

Лао Цзы

Один из самых известных философов Древнего Китая, живший в VI-V вв. до нашей эры. Является предполагаемым автором главной книги даосизма «Дао Дэ Цзин». Биография мыслителя окутана дымкой. Согласно одной из версий он сразу родился стариком, пребывав в лоне матери более 80 лет. Другая версия говорит о том, что Лао Цзы и Конфуций – это одна и та же личность. Часть исследователей склоняются к мнению, что философ все-таки был историческим персонажем, работавшим библиотекарем при дворе императора династии Чжоу.

Лао Цзы

Конфуций

Легендарная величина китайской мудрости – философ Конфуций. Родился Кун Фу-цзы в семье военного Шулян Хэ, скончавшегося, когда мальчику было всего полтора года. После смерти отца будущий мыслитель вместе с матерью покидают родной дом и отправляются в г. Цюйфу. С малых лет Конфуций усиленно занимался самообразованием, что позволило ему добиться чиновничьей должности. Впоследствии Конфуцию пришлось оставить государственную роль, и он отправился со своими учениками в путешествие по родной стране, проповедуя свою философию. Ближе к концу жизни он вернулся на родину и вплоть до самой смерти продолжал работать с учениками и литературным наследием Китая.

Конфуций

Мэн-Цзы

Философия Мэн-Цзы послужила основой для развития неоконфуцианства. Считая человека по природе добрым, мыслитель говорил о важности окружения, которое и делает его в итоге таким, какой он есть. Он разработал учение об иерархии социальных обязанностей. Занимать в обществе высокие чины может только мудрый китаец. Если же он больше склонен к физическому труду, его место в подчинении. Мэн-Цзы считал гуманность и справедливость главными нормами.

Мэн-Цзы

Гунсунь Лун

Представитель Школы имен, Гунсунь Лун родился в эпоху Сражающихся царств (Чжао) и снискал славу искусного спорщика. Если провести аналогию, то в Древней Греции подобное Школе имен движение называлось именем софистов. Будучи мастером парадоксов, мыслитель был понятен немногим современникам и будущим исследователям. Белая лошадь на деле таковой не является – понять такое изречение удается не сразу.

Гунсунь Лун

Цзоу Янь

Будущий представитель школы инь ян родился в эпоху династии Чжоу и получил признание со стороны правителей своего времени. Мыслитель с широким кругозором активно занимался не только общественными вопросами, но также географией и историей. Согласно философии Цзоу Яня весь круговорот жизни Поднебесной после расхождения Неба и Земли определяется действием пяти добродетелей – стихий:

  • Земли;
  • Металла;
  • Дерева;
  • Огня;
  • Воды.

Сюнь-цзы

Мудрец атеистического толка, Сюнь-цзы также занимал высокие государственные чины, но не задерживался долго на должности. Согласно его учению, весь мир развивается и управляется за счет действия основных сил – Инь, Ян и пяти стихий. Боги и духи же оказываются продуктом человеческого воображения, которое подстегивается эмоциями, действиями органов чувств и сердца. Подлинного Духа думающий достигает только после выполнения своего истинного предназначения, а у каждого оно разное.

Сюнь-цзы

Хань Фэй

Мыслитель отстаивал преимущество деспотической формы правления в Китае. Его учение легло в основу политического мировоззрения видного правителя Китая Цинь Ши Хуана, который положил конец эпохе Сражающихся царств. Определяя нормы морального поведения, Хань Фэй увязывал их с экономическими обстоятельствами. Неурожайный год делает людей эгоистичными, обилие урожая рождает гостеприимство и щедрость. Такое воззрение свидетельствует о критике конфуцианства. Согласно идеям Хань Фэя, принцип мироздания довольно прост – подданный обязан служить властителю, жена – мужу, сын – отцу и т.д.

Хань Фэй

Дун Чжуншу

Значимая фигура философии, благодаря активной работе которого конфуцианство обрело статус основного учения династии Хань. Правитель является небесным посланником, поэтому его деяния должны стремиться к благу народа и поддержанию гармонии в государстве. Задача философа сводится к тому, что он направляет действия правителя в соответствии со знамениями Неба. Ошибки в правлении сулят природные катаклизмы.

Дун Чжуншу

Ван Чун

Известный философ, усиленно работавший в медицинской и астрономической областях. Описание явления круговорота жидкости в природе принадлежит перу Ван Чуна. В плане идей он был сторонником даосизма, занимался толкованием «Книги перемен». Ввиду высокой образованности мыслителю не раз предлагали стать ученым при дворе императора, но он отказывался.

Ван Чун

Ван Янмин

Один из немногих мыслителей, который открыто выражал свое недовольство действующей властью. Результатом стал арест, физические пытки и последующая высылка. По мнению Янмина, философия конфуцианства представляет собой объединение абсолютных ценностей, которые есть в каждом человеке еще с рождения. Через некоторое время философ смог сделать неплохую карьеру в Нанкине, став военным министром. В конце жизни он достиг должности губернатора в провинции Китая. После смерти мыслителя, его учение попало в списки запрещенных и продержалось там вплоть до 1567 года.

Ван Янмин

Четыре философские школы

С классическим периодом развития философской мысли Китая связано возникновение четырех основных направлений:

  • конфуцианство;
  • даосизм;
  • монизм;
  • легизм.


В эпоху правления династии Цинь легизм стал официальной философией Поднебесной, а во времена поздней династии Хань был принят даосизм. Ориентировочно в I веке до н. э. было принято и конфуцианство. Главные направления китайской мысли были заданы этими течениями вплоть до XX века. В отношении буддийской философии можно сказать, что она получила широкое распространение в VI веке.

Четыре философские школы

Ранние верования

Идея цикличности – смена времени суток, сезонные температурные изменения – оказывается определяющей для китайских учений. Культ предков и жертвоприношения были актуальными в эпоху ранних верований и во времена правления древней династии Шан. После ее свержения династией Чжоу родилась концепция «Мандат Неба». Будучи посланником Небес, правитель обязан соответствовать своей высокой должности. В случае нарушений, он по всевышним законам мог оказаться свергнут и заменен иным кандидатом на исполнение воли Неба. Благодаря археологическим раскопкам удалось выяснить, что почитание предков – давно возникшее и долго сохраняющееся явление верования. Общество могло стать более светским, но традиции оставались.

«Мандат Неба»

Сто школ

Уже упомянутый классический период философии Китая наступает примерно в 500 г. до н. э. Другое название этого этапа в развитии китайской мысли – Сто школ. Среди большого количества направлений, имеющих как сходства, так и различия в идейном плане, особо выделялись конфуцианство, даосизим, моизм и легизм. Самобытная мысль ориентировалась на вопросы нравственности, управления государством, т.е. была практически ориентирована.

Сто школ

Императорская эпоха

С установлением власти династии Цинь в Китае официальным философским направлением стал легизм. Убежденным и радикальным сторонником течения и одновременно канцлером при дворе императора был Ли Сы. Он предложил подавить свободу мыслящих мужей Поднебесной, сжечь классические произведения, начать преследование представителей конфуцианства.

Ли Сы

Основные идеи раннего легизма в области социальных вопросов таковы:

  • равенство всех перед законом;
  • высшая цель любого правителя – создание могущественного царства;
  • любая политическая деятельность обязана учитывать экономический фактор;
  • вся власть должна быть сосредоточена в руках одного правителя;
  • опыт предшествующих поколений является важным с точки зрения государственных дел.

Влияние легизма продолжалось вплоть до правления поздней династии Хань, когда правители приняли даосизм в качестве официальной доктрины.

Конфуцианство

Политические распри, борьба за власть и всеобщий хаос были характерны для эпохи, которая породила конфуцианство. Будучи практически ориентированной, философия конфуцианства как раз и поставила перед собой задачу исправить текущее положение дел в государстве и в умах людей. Стремление к гармоничной жизни и соблюдение правил морали – вот чему следует посвятить жизнь каждому китайцу согласно мысли Кун Фу-цзы.

Кун Фу-цзы

Первоочередной задачей является воспитание гражданина, только на эту основу можно накладывать дальнейшее формирование человеческой души. Упорный и долгий труд и самодисциплина могут стать залогом гармоничной жизни в государстве, обеспечить отсутствие войн.

Даосизм

В основу даосской философии положено понятие дао – всемирного закона природы, которому должен следовать каждый. Дао также означает путь, которым должен пойти каждый, кто желает обрести гармонию со Вселенной. Принцип дао сулит свободу и процветание в государстве, поэтому каждый должен заботится о соблюдении всеобщего принципа.

Даосизм

Однако усилие человека или группы людей по отношению к природе не приведут к желанному результату, напряжение и хаос будут лишь нарастать. Не-деяние или созерцательная пассивность, согласно даосизму, является ключом к свободной и счастливой жизни.

Инь и Ян и теория пяти элементов

Учение об Инь (пассивном женском начале) и Ян (активном мужском) путеводной нитью проходит через всю древнекитайскую мысль. Эти два принципа дополняют друг друга и определяют ход всех вещей во Вселенной. Все, что мы знаем в качестве противоположностей, является отражением действия этих двух начал.


Еще одно учение – теория пяти элементов, которая связывает социальные процессы и природные явления в единое целое, управляемое действием пяти стихий. Концепция пяти стихий проходит красной нитью через всю древнекитайскую философию.

Инь и Ян и теория пяти элементов

Легализм

Согласно мысли Сюнь-цзы этика нужна для того, чтобы сдерживать отрицательное начало человеческой души. Без моральной философии государство ждет смута и раздор. Еще один представитель легизма Хань-Фэй утверждал, что основой всему должна стать всеобщая практическая философия. Главным ее принципом является положение – человек по природе зол и стремится к личной выгоде. Поэтому строжайший порядок должен определять любой государственный строй и выше порядка нет ничего.

шан ян

Буддизм

Несмотря на тот факт, что буддизм является индийским учением, его влияние на философскую мысль Китая нельзя списывать со счетов. Первое появление буддистской мысли в Поднебесной датировано временем правления династии Хань. Чуть позже он обрел еще большую популярность. Буддизм в его индийском варианте не мог прижиться на китайской почве, поэтому философские воззрения претерпевали порой существенные изменения. Практика отрешенности и отложенного вознаграждения в виде просветления и Нирваны не были близки трудолюбию и повседневной ориентированности мировоззрения китайцев.

династии Хань

Со временем в буддизме Китая выделились три основных школы:

  • трактатов – ориентировалась на философскую проблематику;
  • сутр – делала опору на тексты буддистской традиции;
  • дхьяны – уделяла внимание практической стороне (медитации, йоге и т.д.).

Моизм

Согласно философии основателя моизма, Мо-цзы, основной темой философских размышлений должны стать идеи любви и всеобщего равенства. Люди нуждаются в указании, которое помогло бы им понять, какие традиции можно считать лучшими. Благо каждого – вот на что должна ориентироваться любая власть в стране. Поощрения заслуживает то учение, которое стремится к большей пользе для народа.

Мо-цзы

Заключение

Мудрецы Китая внесли огромный вклад в культурное и социальное развитие страны. Культ предков, практическая ориентированность и символизм характеризуют мировоззрение виднейших представителей философской мысли. Влияние философских концепций, зародившихся еще на заре становления самобытной мысли, продолжается до сих пор.

Ссылка на основную публикацию